Манипуляции с цифрами
Mar. 1st, 2021 11:05 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Рассказы Путина и компании о том, что РФ сползла с нефтяной иглы и происходит диверсификация экономики, ожидаемо оказались фикцией.
Рост доли несырьевого экспорта РФ объясняется не переменами в структуре российской экономики, а всего лишь падением нефтяных цен. То есть отечественная экономика ни в коей мере не снижает зависимость от вывоза сырьевых ресурсов, а лишь сжимается в объемах. Более того, сокращение сырьевых доходов угнетает и ростки несырьевых секторов.
Ранее российский Минфин сообщил о том, что якобы за последние 10 лет зависимость бюджета РФ от нефтегазовых доходов существенно снизилась.
С 2008 года доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете снижалась с 47% до 39% в 2019 году, а к 2020 году и вовсе упала до 28%.
Этот “факт” стал причиной гордости “кремлевских”. “Доля не нефтегазовых доходов бюджета возрастет почти до 70%. На такой уровень устойчивости бюджета мы выходим впервые в современной истории России”, – обещал Путин в конце прошлого года. И вот в очередной раз выясняется, что поводов для гордости нет, а вот причин для тревоги более чем достаточно.
Снижение доли сырьевого сектора в ВВП и доли нефтегазовых доходов в доходах бюджетной системы не свидетельствуют о том, что зависимость российской экономики от сырьевого сектора перестала быть высокой.
Снижение показателей произошло из-за снижения цен на нефть и газ и уменьшения объемов экспорта сырьевых товаров. По данным Федеральной таможенной службы, поставки за рубеж россиянской сырой нефти упали в 2020 году на 41% - до 72,4 миллиардов долларов. При этом на экспорт энергоносителей пришлось меньше половины общего россиянского экспорта – 49,6%, и это произошло впервые за два десятилетия.
По официальным данным, по сравнению с 2013 годом объем экспорта минеральных продуктов в денежном выражении снизился с 376,8 до 155,8 миллиардов долларов по итогам января–ноября 2020 года. Если бы в 2020 году средняя цена на нефть составила бы 108 долларов за баррель, как в 2013 году, то доходы федерального бюджета при существующем объеме добычи нефти составили бы примерно 28 триллионов рублей, а нефтегазовые доходы в них – 15,2 триллионов рублей, то есть нефтегазовые доходы формировали бы не 28%, а все 53% доходов федерального бюджета.
Иначе говоря, вклад сырьевого сектора в экономику РФ действительно начал снижаться, но вызвано это не ростом несырьевого сектора, а падением цен на нефть и снижением объемов экспорта сырьевых товаров. А несырьевой сектор экономики РФ как был в упадке, так в нем и остается.
Мало того, эксперты отмечают, что в российской экономике развитие несырьевого сектора критически зависит от объема экспорта сырьевых товаров и уровня цен на сырье. Падение этих показателей приводит автоматически к ослаблению рубля и вытекающему падению импорта, в том числе инвестиционных товаров.
Это, в свою очередь, приводит к снижению уровня благосостояния - неспособности приобретать импортные товары - и ограничивает возможности в связи с ростом цены импортного оборудования. То есть россиянская экономика не снижает зависимость от ресурсов, а “сжимается в объемах”, а все достижения “кремлевских” на самом деле представляют собой результат манипулирования статистической информацией.
Очевидно, что в реалиях путинского правления никакой диверсификации экономики нет и быть не может. Больше 20 лет Путин и его приятели целенаправленно уничтожали реальный сектор, сельское хозяйство, повышали энерготарифы и налоги.
Бесконечные проверки, рейдерские захваты и беспредел силовиков “помогли” им добить не одну тысячу работавших предприятий. Так что теперь, когда цены на сырье упали, им остается только делать вид, что “все идет по плану”. В РФ стало обычным делом “играть” цифрами статистики, создавая мнимые поводы для гордости. Ведь никаких реальных оснований для нее нет уже почти 30 лет.
no subject
Date: 2021-03-02 08:46 am (UTC)