[personal profile] vitalidrobishev


В годы русско-японской войны имя генерала Романа Исидоровича Кондратенко было на слуху у каждого русского человека. Будущий генерал родился в Тифлисе 30 сентября 1857-го года в многодетной семье отставного майора. Окончив Полоцкую военную гимназию в числе лучших учеников, Кондратенко продолжил свое образование в Николаевском инженерном училище, а затем в Николаевской Академии Генерального штаба.

Русско-японская война застала Кондратенко в звании генерал-майора. Перед ее началом он был направлен в Порт-Артур, главную базу русского военного флота на Тихом океане, которой предстояло стать одним из узловых пунктов противоборства России и Японии. Взяв на себя командование всеми сухопутными силами крепости, Кондратенко быстро снискал к себе всеобщую любовь и уважение, став непререкаемым авторитетом в глазах и солдат, и офицеров.
Распорядительный, умный, знающий свое дело генерал все свои силы положил на то, чтобы как можно лучше укрепить вверенную ему крепость. “Какого вопроса ни коснись, все упирается в Кондратенко. Жаль, что Вы моряк” - заметил, обращаясь к генералу, адмирал Макаров.

Десятимесячная оборона крепости Порт-Артура стала самым продолжительным сражением русско-японской войны, приковав к себе пристальное внимание всего общества. Отрезанный от основных сил русской армии гарнизон крепости с апреля по декабрь 1904 года мужественно держал оборону против намного превосходивших его сил врага.

В самый тяжелый момент осады Порт-Артура Кондратенко возглавил командование гарнизоном, занимался усовершенствованием оборонительных позиций, лично под огнем врага руководил обороной на самых сложных и опасных участках. Под руководством генерала были применены новые виды вооружений: ручные гранаты, минометы, электризация проволочных заграждений. Кустарным способом изготавливались осветительные ракеты, применялись морские мины, скатывающиеся на противника, торпедные аппараты приспосабливались для стрельбы с суши.



Генерал, по словам одного из участников обороны Порт-Артура, личным примером ободрял всех и поднимал твердость духа. “В Артуре не было места, куда бы он не заглянул, не было высоты, куда бы он не поднялся, чтобы указать, где немедленно должны явиться форты, укрепления, батареи. Генерал Кондратенко для Артура был все – и сила, и душа, и мысль, и дух героизма”.

Отличительным свойство Кондратенко было умение воздействовать на дух войск и вселять в них веру в успех даже в тех ситуациях, когда положение казалось совершенно безнадежным. Всегда спокойный и добродушный, он умел вдохнуть новые силы в истомленных защитников Порт-Артура. Раз за разом японцы бросались на русскую крепость, но четыре грозных штурма были отбиты доблестными русскими солдатами. “Никакой штурм не может быть страшным, - убеждал генерал защитников крепости, - если мы решили до конца выполнять данную нами присягу”.

Однако, несмотря на героизм защитников крепости, кольцо японской осады сжималось все теснее. В сентябре противник подвез к крепости одиннадцатидюймовые гаубицы, снаряды которых разрушали бетонные казематы русских фортов.
Русские солдаты по-прежнему стойко держались, хотя положение их и ухудшилось. С 29 сентября фронтовики стали получать по 1/3 фунта конины на человека, и то только два раза в неделю. В связи с тяготами окопной жизни и с ухудшением питания появилась цинга, которая в отдельные дни вырывала из рядов больше людей, чем снаряды и пули противника. Не оставалось надежды и на помощь со стороны армии генерала Куропаткина, терпевшей одну неудачу за другой. Но пока жив был Кондратенко, защитники Порт-Артура и не помышляли о сдаче крепости.

Все изменила трагическая гибель генерала, павшего на боевом посту 2 декабря 1904 года. В этот день после осмотра форта, подвергшегося очередной атаке противника, Кондратенко зашел в офицерский каземат, где был убит взрывом японского гаубичного снаряда вместе с другими офицерами.

С гибелью самого стойкого защитника Порт-Артура исчез и нравственный стержень, цементировавший волю командования крепости, еще способной к сопротивлению. Менее чем через три недели после смерти Кондратенко, генералами Стесселем и Фоком крепость была сдана неприятелю.

Порт-Артур пал на 329-й день после начала войны, в ходе которой он сыграл выдающуюся роль. На подступах к крепости была перемолота стотысячная армия японцев; русский флот и гарнизон приковали к себе почти весь флот неприятеля. Оборона Порт-Артура дала возможность Куропаткину сосредоточить в Маньчжурии армию и организовать оборону.

Японский генерал Ноги, руководивший осадой Порт-Артура, не чувствовал себя победителем. С российской стороны во время обороны крепости погибло 11 тысяч солдат, матросов и офицеров, в то время как японская армия потеряла за время осады свыше 110 тысяч человек, из них до 10 тысяч офицеров.
Генерал Ноги, испытывая чувство стыда за неоправданные с его точки зрения людские и материальные потери, имел намерение совершить обряд сеппуку, но император Муцухито запретил ему это. После смерти императора Ноги вместе с женой все же исполнил свое намерение.

Роман Исидорович Кондратенко был посмертно произведен в чин генерал-лейтенанта. Прах русского генерала, первоначально похороненный у батареи Плоского мыса, после окончания войны был перевезен в Россию. Доставленный в Одессу морским путем, гроб с его телом совершил по железной дороге путь в столицу Российской Империи и всюду на железнодорожных станциях его встречали толпы народа. В Петербурге тысячи горожан и военных провожали героя Порт-Артура на кладбище Александро-Невской лавры.

Позже место погребения увенчал величественный мраморный памятник. Обелиски в память Кондратенко были поставлены в Николаевском инженерном училище и в Полоцком кадетском корпусе. Имя прославленного генерала было присвоено 25-му Восточно-Сибирскому стрелковому полку и юго-западной части о.Русский.

Profile

vitalidrobishev

March 2022

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 23rd, 2025 11:39 am
Powered by Dreamwidth Studios