[personal profile] vitalidrobishev


Не так давно, 14 июня в Буденновске, небольшом городке в Ставропольском крае, почтили память погибших  в 1995 году жителей города и бойцов спецподразделений прибывших для их освобождения,
25 лет назад вооруженные боевики под командованием Шамиля Басаева захватили несколько сотен заложников в городской больнице. Прошло немало лет с той печальной даты, однако трагическую юбилейную дату российские СМИ встретили или молчанием или коротенькими заметками и минутными репортажами на телевидение.
Не очень любит кремлевская власть вспоминать о тех событиях...

В июне 1995 года война на Северном Кавказе, позже названная “Первой чеченской”, казалась оконченной. Над Шатоем был поднят флаг РФ, после штурма города Грозного армия успешно зачищала равнину севера Чечни, загоняя дудаевцев в горы. Продвижение войск не было быстрым, но остановить его абреки не могли, а потери вырывали из их рядов все новых людей. Для успешного продолжения войны “за независимость Ичкерии” чеченским боевикам срочно требовались некие нестандартные ходы.

Утром 14 июня сотрудники ГАИ остановили на посту на въезде в райцентр Буденновск, находящийся в 220 километрах юго-восточнее Ставрополя, колонну из трех “КамАЗов”, возглавляемую легковым автомобилем с мигалками и надписями “милиция”. Они хотели досмотреть груз, но получили отказ: в грузовиках якобы были тела военнослужащих, погибших в Чечне. Вместо заявленного “груза-200” в кузовах находились около 50 чеченских боевиков из “абхазского батальона” во главе с Басаевым, оружие и ящики с боеприпасами.

В самом городе их уже ждали “неизвестно как попавшие туда” свои люди. В совокупности под началом у Басаева оказалось более 150 боевиков. По сей день неизвестно, как вооруженным до зубов бандитам удалось беспрепятственно проехать 150 километров по Ставропольскому краю, пройдя множество блокпостов. Неизвестно также, почему все сведения разведки РФ сообщали, что именно в тот момент Басаев и его люди якобы “были блокированы в непроходимом ущелье Дарко на юге Чечни”.

Милиционеры решили сопроводить колонну через город, на выезде гаишники вновь остановили колонну и попытались досмотреть - и опять получили отказ. Переодетые в милицейскую форму чечены заявили, что покажут груз только кому-то из начальства. Колонна развернулась и направилась к зданию РОВД. В городе чечены расстреляли сопровождавших их милиционеров, после чего захватили здание РОВД. Затем они рассредоточились по улицам города и двинулись по направлению к площади, расположенной перед зданием городской администрации, по пути захватывая заложников.

В заложники попадали люди в домашних тапочках, которые вышли на шум на улицу. Попытки к бегству жестоко пресекались. Если кто-то отставал - их били прикладами автоматов. В тот день погибли около ста человек. За полтора часа до этого в Буденновск зашел с юга зеленокумский оперативный полк, а с северо-запада высадился спецназ. Но приказа действовать они так и не получили. Наконец, не дожидаясь приказа, они сами начали зачистку города. Но было уже поздно. Организованно отступив, бандиты уже сосредоточились в городской больнице, в прачечной которой их ждал склад боеприпасов и вооружения. Больница сразу же превратилась в опорный пункт, а все больные и приведенные из города люди - в живой щит. Вместе с врачами и больными в заложниках оказались около полутора тысяч человек.

Укрепившись в больнице, бандиты выдвинули свои требования, состоявшие в немедленном выводе войск из Чечни и начале переговоров. Для большей “вескости” своих требований они расстреляли пятерых заложников и сожгли живьем заложницу Галину Гаранжу. Вечером того же дня направленные в Буденновск воинские части взяли территорию больницы в кольцо. Наутро, 15 июня 1995 года, в Буденновск прибыли сотрудники спецгрупп “Альфа” и “Вега”. Оказалось, что Басаев уже знал об их прибытии. Он заявил, что в случае штурма за каждого своего раненого он будет расстреливать по пять заложников, а за убитого - по десять, и добавил, что конечным пунктом его рейда якобы была Москва.

Свои требования к федеральным властям Басаев свел к одному пункту: прекращение военных действий в Чечне. В это время готовившиеся к штурму “альфовцы” насчитали в здании больницы пять точек крупнокалиберных пулеметов ДШК и более десяти снайперских постов. На наиболее вероятных участках атаки Басаев установил заряды тротила и кислородные баллоны из больничных запасов, а также мины МОН-50. Кроме того, разведка показала, что чеченов в больнице больше, чем бойцов “Альфы” и “Веги” вместе взятых.

Тем временем Басаев потребовал пресс-конференции, для убедительности расстреляв несколько человек, и быстро получил возможность бесконтрольного общения с журналистами. Мгновенно ставший известным всему миру террорист с удовольствием давал интервью, выдвигал политические требования и позировал для фотографов. Пока лично возглавлявшие “операцию по освобождению заложников” Егоров, Степашин и Ерин уверяли, что “никакого штурма больницы не будет”, в Буденновск прибыл родной брат Басаева Шеврани и был беспрепятственно пропущен в больницу.

Весь день 16 июня боевики оборудовали огневые точки на крыше больничного здания, готовясь к штурму. Наутро следующего дня начался штурм здания городской больницы спецподразделениями МВД и ФСБ. Бандиты выставили в проемах окон заложников, в том числе женщин с новорожденными младенцами и, прикрываясь ими, открыли ответный огонь.

Уступавшая чеченам в вооружении и оснащении “Альфа” тогда все же сумела доказать свой высокий профессиональный уровень подготовки. Только двое или трое бойцов получили легкие ранения к тому времени, когда “альфовцы” захватили почти весь первый этаж. Именно в этот момент из Москвы раздался звонок “неизвестного”, приказавшего остановить штурм и отвести “Альфу” на исходные позиции.
Позднее ельцинский премьер Черномырдин утверждал, что “ничего не знает” по этому поводу. Отходить “альфовцам” пришлось через триста метров пустынной площади под шквальным огнем. Собственно, именно тогда группа и понесла свои потери.


Сама идея штурма больницы была предельно абсурдна. Отдавший это решение так и остался “неизвестным”. Еще с самого начала басаевцы требовали автобусы, чтобы выехать из города вместе с заложниками. Специалисты-аналитики из “Альфы” и “Веги” заранее говорили, что штурмовать колонну намного легче, чем больницу с сотнями и даже тысячами заложников.

Но опять “кто-то” их “не услышал”. Но и провал штурма сам по себе еще ничего не означал. Разумеется, отряд Басаева в больнице не усиливался, боеприпасы не приобретал и в числе не рос. Однако вскоре в переговоры вступил лично Черномырдин. Позор и трагедию Буденновска увенчала его фраза “Шамиль Басаев, говорите громче”. Чеченский выродок тогда фактически добился максимума, на который мог рассчитывать - обещания переговоров с главарями бандитов в Чечне и предоставления коридора для выхода за пределы Ставропольского края.

При этом “кремлевские” не только посулили террористу прекращение огня, переговоры и беспрепятственный выезд, но еще и выполнили свои обещания. Федеральным войскам отдан приказ о прекращении всех боевых операций, а Басаеву предоставили автобусы. Бандиты взяли с собой 140 человек заложников. 19 июня банда выехала в Чечню на предоставленных федеральной стороной автобусах, используя часть заложников в качестве “живого щита”. Черномырдин и Басаев, при посредничестве “правозащитника” Ковалева, в результате совместно проведенной операции дали возможность дудаевцам избежать полного поражения, перегруппироваться и пополнить свои отряды. Тем не менее, даже тогда еще не все было потеряно. В Веденском районе силами спецназа была подготовлена засада. К тому времени заложники были уже отпущены и боевики следовали в “одиночестве”. Но ни один штабист не попытался организовать перехват колонны, хотя в пути она останавливалась на достаточно долгий срок.

В настоящее время, по уточненным данным, известно, что среди боевиков было 97 человек, в том числе 4 женщины. Число жертв составило 193, а не 144 человека, как до сих пор значится во всех официальных документах. Ранены были 393 человека. Именно в тот момент, когда успех армии уже был практически достигнут, состоялось триумфальное возвращение безнаказанных бандитов из Буденновска в Чечню.

Последовавшее через год после подписание “федералами” капитуляции в войне стало логическим продолжением кровавого позора Буденновска. Сам Басаев стал “героем” не только в Чечне, но и в глазах чеченолюбивого “прогрессивного человечества”.

Сразу же после успешного завершения его кровавой акции по телевидению выступил “правозащитник” Ковалев, пролаявший в адрес убийцы русских рожениц хвалебную оду, апогеем которой стало заявление о том, что “Басаев - это новый Робин Гуд”.
И по сей день в публикациях россиянских СМИ его величают “полевым командиром”, “лидером повстанцев” и даже “руководителем специальной операции”.
И хотя сам Басаев погиб  в 2006 году, а время от времени фигурантов той истории задерживают и даже судят, множество участников бандформирований под его командованием до сих пор спокойно разгуливают на свободе или даже, как “чеченский президент” Рамзан Кадыров, сделали в РФ успешную политическую карьеру.

Profile

vitalidrobishev

March 2022

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 28th, 2025 06:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios