[personal profile] vitalidrobishev


В начале апреля США ввели в действие санкции против некоторого числа россиянских олигархов, глав госкомпаний и высокопоставленных силовиков. В отличие от январского “кремлевского списка”, удар получился весьма эффективным: достаточно обратить внимание на падение фондового рынка РФ, резкий отток капиталов, падение курса рубля, даже несмотря на рост нефти, и ухудшение положения основного актива одного из фигурантов этих санкций – “Русала” Дерипаски.

Мировые потребители, опасаясь вторичных санкций со стороны США, отказываются работать с “токсичной” компанией. Соответственно, потеря заметной части экспортных рынков вполне способна привести эту компанию к банкротству, а не только к техническим дефолтам, о риске которых предупредил сам “Русал”. Параллельно начались разговоры о необходимости господдержки попавших под санкции компаний.

В общем, американские санкции оказались сильными, при этом США не спешат усиливать их, распространяя на другие компании, сектора и персонажей, не говоря уже об атаках на экономический хребет путинской РФ – добычу нефти и ее экспорт. Вместе с тем подобные прецеденты в истории были.
Первым примером действенности санкций стоит считать японскую историю времен Второй мировой войны: эмбарго на поставки в Японию нефти и нефтепродуктов, а также заморозка японских активов в американской юрисдикции. Императору был поставлен шах – около трех четвертей всего импорта этих критически важных товаров Япония получала именно из США. Попытка японцев решить проблему силой окончилась поражением в войне и превращением Японии в сателлита США.

Когда Сербия с Черногорией, осколок старой Югославии, оказались под санкциями, там свирепствовала гиперинфляция в сотни миллионов процентов. В итоге Милошевич был смещен в результате народных волнений, когда местное население устало сплачиваться вокруг вождя против внешнего врага.

Иран находился под американскими санкциями еще с 80-х годов прошлого века. В результате иранский риал девальвировался, экспорт нефти рухнул, равно как и ее добыча, а закончилось это все замораживанием иранской ядерной программы.

Обсуждать вопрос реакции “кремлевских” на внешние санкции нельзя без некоторого умиления. Контрсанкции, дружное камлание на “импортозамещение” и прочие смеющиеся “искандеры”.

Можно вспомнить дебильное путинское требование Путина “за полтора-два года совершить настоящий рывок в повышении конкурентоспособности российского реального сектора”, каковое ничем не отличается от недавнего призыва осуществить “настоящий прорыв”.

Можно вспомнить и задорные думские слушания осени 2014 года “О предложениях по ускорению социально-экономического развития России” – из этого тоже ничего не вышло. Наконец, сюда же идут и неоднократные путинские заявления о том, что “санкции нам на пользу”.

Сегодня отношение к санкциям как бы не поменялось, однако утверждения в духе “мы крепчаем” уже исчезли. Теперь санкции оказались почему-то “экономическим рейдерством”, которое к тому же проводится “без привязки к реалиям”. Более того, санкционный вопрос уже обсуждает в Вашингтоне путинский министр финансов Силуанов. Хотя, казалось бы, чего там обсуждать – ведь сказано же было Путиным, что они “на пользу”.

Эйфория потихоньку уступает место более мрачному взгляду на ситуацию. Вместе с тем не все еще потеряно. Госдума готовит законопроект об усилении контрсанкций. В числе предлагаемых мер – игнорирование авторских прав, запрет импорта лекарств в случае, если в РФ производятся аналоги. Думский зампред Толстой уже посоветовал использовать кору дуба и боярышник как средства от гипертонии, хотя сам предпочитает лечиться в Австрии.
Затем идут запрет привлечения иностранных специалистов и запрет на допуск технологического оборудования и программного обеспечения. Иначе говоря, под видом “патриотических” контрсанкций предлагается консервация технологического отставания. А вишенкой на торте является предложение о введении уголовной ответственности за исполнение санкций США, в результате чего, например, небо в клеточку можно будет устроить руководству Сбербанка, отделений которого почему-то до сих пор нет в Крыму, а также иным бизнесам федерального масштаба.

Обойти санкции теневым способом, к которому привыкла наша экономика, практически нереально. Западные люди законопослушны, и не станут нарушать санкционного режима. Ни крупные, ни мелкие компании не захотят, чтобы их закрыли (даже из переживающей трудности Греции). Вряд кто-нибудь у них захочет уйти в тень»

В общем, санкции как механизм принуждения, вполне эффективны. И вряд ли путинская РФ сможет дождаться естественного конца процесса санкционного давления. Для этого “кремлевским” нужно стать полезными Западу в сферах, отличных от традиционной поставки сырья и продукции низких переделов. Чего, конечно же, от них ожидать не следует.
Источник

Profile

vitalidrobishev

March 2022

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 23rd, 2025 04:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios