![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Всего 20 русских батальонов заставляли англичан держать в боевой готовности 200-тысячную армию
Исторические границы России давно определены ее тысячелетней историей. За них сложили головы многие поколения русских людей. А в 1913 году на четырех оконечностях русской земли были поставлены 10-метровые каменные кресты. У Вислы на западе, в Мурманске с севера, на Камчатке с востока. Южный крест России – это Кушка. Государь Николай Павлович за 100 лет до этого сказал: “Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен”. Южный крест России несет Туркестанский военный округ, которому в июле 2017 года исполняется полтора века.
У России в те годы был главный враг – Британская империя. В начале 19 века англичане прониклись уверенностью, что рано или поздно Россия попытается забрать у них Индию. Уверились и стали препятствовать этому всеми силами: экономическими, дипломатическими и пропагандистскими. Петербург ответил тем же. Так началась Большая игра – холодная война двух крупнейших империй эпохи.
Второе название Средней Азии – Туркестан. Населявшие ее дикие тюркские племена являлись азиатским вариантом североамериканских индейцев. Без их покорения победить Британию было невозможно. Непосредственное завоевание региона началось в 1847 году, а уже через 20 лет обширные среднеазиатские территории были включены в состав Российской Империи. До середины 60-х годов дела, связанные со Средней Азией, находились в ведении оренбургского генерал-губернатора.
Когда возникла необходимость административно-территориального структурирования новых русских земель, Император Александр II подписал 11 июля 1867 года указ об учреждении Туркестанского генерал-губернаторства и Туркестанского военного округа. На эти должности был назначен генерал-адъютант Константин Петрович фон Кауфман. Современники вспоминают: “Прибыв из Петербурга, человек ответственных решений и волевой военачальник, генерал фон Кауфман сразу оценил обстановку. Примирительная политика в Туркестане не удалась, значит, надо применять силу”.

Генерал фон Кауфман
В конце апреля 1868 года Кауфман с отрядом в 4 тыс штыков и шашек при 10 орудиях двинулся от Ташкента к Самарканду, на подступах к которому эмир Бухарский собрал до 60 тыс человек. 2 мая 1868 года после ожесточенного боя Самарканд сдался. Оставив там гарнизон, Кауфман двинулся дальше на юг и 18 мая опрокинул бухарцев при Катта-Кургане, а 2 июня разбил армию эмира в степном бою на Зарабулакских высотах. Там было перебито до 10 тыс бухарцев. Наши потери составили 63 человека. Всего против 2 тысяч русских действовали 35 тысяч туземцев.
Потрясенный эмир запросил мир. Бухара признала над собой протекторат России и уступила русским Самарканд и все земли до Зарабулака. В день решительной Зарабулакской битвы – 2 июня – в нашем тылу предательски восстал Самарканд. К восставшим присоединились 50 тыс горцев-шахрисабцев, которые атаковали крепость с русским гарнизоном из 700 человек под командованием майора Штемпеля. Шесть дней защиты Самарканда навсегда останутся блистательной страницей в истории туркестанского гарнизона русской армии. Вернувшийся 7 июня из-под Зарабулака Кауфман выручил русский гарнизон и поступил с Самаркандом с примерной строгостью. Самаркандцы присягнули на подданство России и присягу эту нарушили. За это предательство генерал Кауфман приказал Самарканд сжечь.
Одна лишь Хива до сих пор не изведала силы русского оружия. Считая себя защищенными пустыней, помня двукратную неудачу русских походов на их оазис, хивинцы не желали прекращать разбоев, грабежей и прибыльной работорговли. На все представления генерала Кауфмана хивинский хан либо не отвечал, либо отвечал дерзостями, считая, что “белые рубахи” до Хивы не дойдут. Только непоколебимое мужество и сила воли генерала Кауфмана помогли русским в тяжелом походе 1873 года преодолеть все страшные препятствия и пройти через мертвые хивинские пустыни, перенеся с особой твердостью все невзгоды и лишения. После долгих и кровопролитных боев вечером 28 мая 1873 года генерал Кауфман подошел к Хиве. На другой день, 29 мая, полковник Скобелев, взяв приступом ворота и стены города, очистил Хиву от непокорных туркмен. Немедленно были освобождены более 10 тыс русских рабов.
Генерал фон Кауфман был истинно царев наместник на Востоке, и туземцы недаром называли его “Ярым-Падша” - половина царя. Снабженный огромными полномочиями, окруженный блестящим ореолом почти безграничной власти, Кауфман представлял собой более чем царского наместника - он был действительно половиной царя. У всякого другого голова закружилась бы от такого высокого положения, но Кауфман как приехал в 1868 году, так и скончался в 1881 году все одним и тем же добрым, благородным, мягким, простым и отзывчивым человеком.
Перед смертью Кауфман завещал: “Прошу похоронить меня в Ташкенте, чтобы каждый знал, что здесь настоящая русская земля, в которой не стыдно лежать русскому человеку”. 4 мая 1913 года в центре Ташкента был открыт памятник генерал-адъютанту Константину Петровичу фон Кауфману. На высоком, расширяющемся книзу постаменте, облицованном колотым камнем, представлявшим как бы фрагмент крепостной стены, стоял бронзовый генерал в колониальной фуражке с “занавесочкой”, знакомой по картинам Верещагина. В правой руке он держал обнаженную, но опущенную саблю, означавшую, что дело сделано, царев приказ выполнен, Россия навеки обогатилась новыми землями. Постамент украшали фигура орла о двух глядящих в разные стороны головах на двух шеях и бронзовые доски, надпись на главной из которых гласила: “Константину Петровичу фон Кауфману и войскам, покорившим Среднюю Азию”.
За какие-нибудь 30 лет из скромных, забытых степных гарнизонов генерал Кауфман создал войска, служить в которых стало завидной честью. Их было немного – всего 20 линейных батальонов, но они заставляли Британскую империю держать в полной боевой готовности 200-тысячную англо-индийскую армию.
Источник
no subject
Date: 2017-06-13 09:32 am (UTC)no subject
Date: 2017-06-13 02:54 pm (UTC)