[personal profile] vitalidrobishev


Cегодня исполняется  17-ая годовщина боя у высоты 776 — эпизода Второй чеченской войны, в ходе которого 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка вступила в бой со значительно превосходящим по численности отрядом террористов, возглавляемых Хаттабом. За выход из окружения Хаттаб заплатил 500 тыс. долларов. Но на его пути встала 6-я рота 104-го гвардейского парашютно-десантного полка. На 90 псковских десантников навалились 2500 чеченских боевиков.
Один из самых драматических эпизодов Второй чеченской кампании уже сейчас вошел в историю как образец верности долгу, мужества и героизма. В первый день марта 2000-го на высоте, обозначенной на картах цифрой 776, встретились группа чеченских боевиков под командованием Хаттаба, прорывавшаяся из окружения на Улус-Керт, и 6-я рота 104-го парашютно-десантного полка…
28 февраля 2000 г. командир 104-го парашютно-десантного полка 76-й дивизии ВДВ полковник С. Ю. Мелентьев отдал приказ командиру 6-й роты майору Сергею Георгиевичу Молодову (родился в Кутаиси 15 апреля 1965 г.) занять господствующую высоту Исты-Корд. Рота заняла высоту 776, а к Исты-Корду были выдвинуты 12 разведчиков, которые 29 февраля в 12.30 вступили в бой с группой из 20 боевиков.

Разведчиков поддержала артиллерия, но вскоре к боевикам подошло подкрепление, и десантники попали под ураганный огонь из пулеметов, снайперских винтовок и подствольных гранатометов. Вскоре передовой дозор отошел к высоте 776, где в бой вступили основные силы роты. После смертельного ранения майора Молодова (он погиб, вынося с поля боя раненого гвардии сержанта С. Иванова) командование принял на себя уроженец Йошкар-Олы подполковник Марк Николаевич Евтюхин (родился 1 мая 1964 г.) Он лично руководил огнем, корректировал действия артиллерии, всегда находился в самых опасных местах, вынес с поля боя пятерых раненых подчиненных.

О том, как протекал бой, свидетельствовал Андрей Поршнев: «В какой-то момент они стеной на нас пошли. Одна волна пройдет, мы их перестреляем, полчаса передышки — и еще одна волна… Много их было. Просто шли на нас — глаза выпученные, орут: “Аллах акбар”… Потом уже, когда они отступили после рукопашной, они нам предлагали по рации деньги, чтоб мы их пропустили».

К концу дня 6-я рота потеряла убитыми 31 человека. В 22.50 боевики пустили в ход минометы. Особенно яростной была атака ударного отряда «Джамар», в котором было около четырехсот боевиков. Их возглавлял полевой командир Боди Бакуев. Но взвод уроженца Ульяновска гвардии лейтенанта Дмитрия Кожемякина (родился 30 апреля 1977 г.) сорвал наступление противника. Упорный бой кипел на протяжении трех часов и закончился победой гвардейцев — боевики временно отступили.


Поняв, что волю бойцов не сломить, бандиты начали уговаривать десантников пропустить их без сопротивления. Успехом такие просьбы, конечно, не увенчались. Ночью 1 марта к окруженным десантникам сумели прорваться на помощь 15 солдат во главе с майором А. В. Доставаловым, который во время прорыва был ранен. Тяжело раненный лейтенант Олег Ермаков прикрыл сослуживцев, дав возможность соединиться с основными силами роты.

С пяти до шести утра 1 марта 2000 г. высота 776 представляла собой море огня. Озверевшие боевики, не обращая внимания на потери, пытались выбить десантников с их позиций. Отважно сражались артиллерийский корректировщик гвардии капитан Виктор Романов, командир пулеметного расчета гвардии старший лейтенант Алексей Панин. В 6.00 отряд «Джамар» сошелся в смертельной схватке с небольшой группой бойцов, которую возглавляли гвардии лейтенант Дмитрий Кожемякин и подполковник Марк Евтюхин. В 6.10 связь с ними оборвалась..

Всего от 6-й роты остались в живых только шестеро бойцов. В бою геройски погибли 84 воина, в том числе 13 офицеров — гвардии подполковник Марк Евтюхин, гвардии майоры Александр Доставалов и Сергей Молодов, гвардии капитаны Виктор Романов и Роман Соколов, гвардии старшие лейтенанты Алексей Воробьев, Александр Колгатин, Андрей Панин, Дмитрий Петров, Андрей Шерстянников, гвардии лейтенанты Олег Ермаков, Дмитрий Кожемякин, Александр Рязанцев. По данным нашей стороны, потери боевиков составили от 400 до 500 человек.

22 десантника 6-й роты были представлены к званию Героя Российской Федерации (21 из них — посмертно). Кроме перечисленных выше офицеров, это гвардии старший сержант Сергей Медведев, гвардии сержанты Дмитрий Григорьев и Александр Комягин, гвардии младшие сержанты Сергей Василёв и Владислав Духин, гвардии ефрейторы Александр Лебедев и Александр Гердт, гвардии рядовой Алексей Рассказа. Единственным оставшимся в живых Героем России из бойцов 6-й роты стал старший сержант Александр Супонинский. 69 офицеров и солдат были награждены орденами Мужества (63 из них — посмертно).

История боя у высоты 776 таит в себе немало неясностей. В прессе прозвучали и продолжают звучать обвинения в адрес командования, которое  допустило бессмысленную, хотя и героическую гибель подразделения. Со временем, возможно военные историки, расставят все точки над «i». Но уже сейчас последний бой 6-й роты вошел в новейшую российскую историю. Он лег в основу художественных фильмов «Прорыв», «Русская жертва», «Честь имею», «Грозовые ворота», бойцам установлены памятники в Москве и Пскове, о них написаны песни, их именами названы улицы.

Но,17 лет назад в те же мартовские дни, когда ещё не успели похоронить 6-ю роту, начальник Генштаба Анатолий Квашнин, как и другие известные генералы последней чеченской войны – Виктор Казанцев, Геннадий Трошев и Владимир Шаманов, посетил столицу Дагестана. Там они получили из рук местного мэра Саида Амирова серебряные кубачинские шашки и дипломы о присвоении им званий «Почетного гражданина города Махачкалы». На фоне огромных потерь, понесенных российскими войсками, это выглядело крайне неуместно и бестактно.

Но у Сергея Ш. – офицера подразделения особого назначения (ОСНАЗ) Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба всё осталось не только в памяти. По его выражению, «для истории», он сохранил отдельные копии документов с записями радиоперехватов в Аргунском ущелье. Из разговоров в эфире гибель 6-й роты предстает совсем по-другому, чем твердили все эти годы генералы.

9 февраля фронтовые бомбардировщики Су-24 впервые за время операции в Чечне сбросили на боевиков в Аргунском ущелье объемно-детонирующие авиационные бомбы весом полторы тонны. От этих «полторашек» бандиты несли огромный урон. С перепугу они вопили в эфире, мешая русские и чеченские слова:
– Русня применила запрещённое оружие. После адских взрывов от нохчей даже пепла не остаётся.
И дальше шли слёзные просьбы о помощи
Главари боевиков, окруженных в Аргунском ущелье, именем Аллаха призывали своих «братьев» в Москве и Грозном не жалеть денег. Цель первая – прекратить сбрасывать на Ичкерию «негуманные вакуумные» бомбы. Вторая – купить коридор для выхода в Дагестан.

В последний день февраля, вспоминает Сергей, нам удалось перехватить разговор по радио Хаттаба с Басаевым:
– Если впереди собаки (так боевики называли представителей внутренних войск), можно договориться.
– Нет, это гоблины (то есть десантники, на жаргоне бандитов).
Тогда Басаев советует Черному арабу, руководившему прорывом:
– Слушай, может, давай обойдем? Они нас не пустят, только себя обнаружим…
– Нет, – отвечает Хаттаб, – мы их перережем. Я заплатил за проход 500 тысяч американских долларов. А этих шакалов-гоблинов начальники подставили, чтобы замести следы.

И всё же по настоянию Шамиля Басаева сначала вышли по радио на командира батальона подполковника Марка Евтюхина, находившегося в 6-й роте, с предложением пропустить их колонну «по-хорошему».
– Нас тут очень много, раз в десять больше вас. Зачем тебе неприятности, командир? Ночь, туман – никто не заметит, а мы очень хорошо заплатим, – увещевали по очереди то Идрис, то Абу Валид – полевые командиры из особо приближенных к Хаттабу.

Но в ответ раздался такой виртуозный мат, что переговоры по радио быстро прекратились. И понеслось…
6-я рота, 90 против 2500 – они устояли!

В докладной записке тогдашнего командующего ВДВ генерал-полковника Георгия Шпака министру обороны РФ Игорю Сергееву снова генеральские оправдания: «Попытки командования оперативной группы ВДВ, ПТГр (полковой тактической группы) 104-го гвардейского пдп деблокировать окруженную группировку из-за сильного огня бандформирований и сложных условий местности успеха не принесли».

Что стоит за этой фразой? Как считает осназовец – в этом героизм солдат и офицеров 6-й роты и до сих пор непонятные неувязки в высшем звене руководства. Почему к десантникам вовремя не пришла помощь? В 3 часа утра 1 марта к окруженным смог прорваться взвод усиления, который возглавил заместитель Евтюхина гвардии майор Александр Доставалов, который впоследствии погиб вместе с 6-й ротой. Однако почему всего один взвод?

герой Марк Евтюхин

«Страшно об этом говорить, – Сергей берёт в руки другой документ. – Но две трети наших десантников погибли от огня своей артиллерии. Я был 6 марта на этой высоте. Там старые буки как косой скошены. Минометами «Нона» и полковой артиллерией по этому месту в Аргунском ущелье выпущено около 1200 боеприпасов. И неправда, что якобы Марк Евтюхин сказал по рации: «Вызываю огонь на себя». На самом деле он кричал: «Вы козлы, вы нас предали, суки!»


Вечная память Героям...шестая
©

Profile

vitalidrobishev

March 2022

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 02:44 pm
Powered by Dreamwidth Studios