[personal profile] vitalidrobishev
Картинки по запросу

Потомки чекистов, работавших в годы "Большого террора" просят закрыть доступ к базе данных правозащитного общества "Мемориала", которое обнародовало сведения о 40 тысячах сотрудниках НКВД, получивших специальные звания системы госбезопасности.

"Комсомольская правда"
утверждает, что потомки сотрудников НКВД и "единицы тех, кто оказался в списке и до сих пор жив" в открытом письме президенту Владимиру Путину требуют закрыть доступ. Прямых цитат из письма не приводится, но газета утверждает, что подписантами "движет страх, ведь дети, внуки и правнуки могут мстить за репрессированных предков".

Сведения о десятках тысяч сотрудников советской госбезопасности появились на сайте организации на фоне расследования жителя Томска Дениса Карагодина, прадед которого был репрессирован и расстрелян. В "Мемориале" заявляли, что два события случайно совпали по времени, а базу собирали около 15 лет.

Денис Карагодин вскоре после завершения своего расследования и установления имен палачей прадеда сообщил, что с ним связалась внучка офицера НКВД, который участвовал в расстреле Степана Карагодина. Внучка Николая Зырянова узнала о его деятельности из результатов расследования Карагодина и попросила у него прощения. Денис в ответ поблагодарил ее за искренность и мужественность и предложил "обнулить всю ситуацию", назвав это "актом гражданского согласия и примирения".

Ветеран спецназа Комитета государственной безопасности (КГБ) раскритиковал движение "Мемориал" за публикацию справочника с именами сотрудников НКВД времен Большого террора. Недавно на сайте "Мемориала" появился справочный раздел, в котором представлены данные о сотрудниках НКВД, работавших в организации в 1935-1939 годы.

В интервью радиостанции "Говорит Москва"ветеран группы специального назначения КГБ СССР Валерий Киселев назвал "Мемориал" вредной организацией. Он высказал мнение, что деятельность движения разобщает население России.

"Раскол общества и так у нас происходит. А увеличение раскола за счет того, чтобы вспоминать, что наши деды кому что правильно или неправильно показали в своей жизни, - это большая проблема", - заявил Киселев. "Я вообще считаю их ("Мемориал") вредной организацией для российского общества. И их труд тем более", - подытожил он.

По мнению ветерана КГБ, репрессии при Иосифе Сталине были "продолжением классовой борьбы" и этот процесс должен был закончиться победой пролетариата. Киселев высказал уверенность, что репрессии пошли на пользу стране. "Сталин выполнял те задачи, которые перед ним стояли: уничтожить, расстрелять, к сожалению, огромное количество повинных, неповинных людей, но это происходило во благо 90% населения России", - сказал он.

Правозащитное общество "Мемориал" создало базу данных "Кадровый состав сотрудников органов государственной безопасности СССР 1935-1939", которая является наиболее полным на сегодняшний день перечнем сотрудников НКВД времен Большого террора. В нее вошли данные о 39 950 сотрудниках НКВД. На составление ушло 15 лет. Пока список выпустили в виде DVD диска, но к концу 2016 года планируется запустить онлайн-версию, заявил сайту "Уроки истории" один из руководителей проекта Ян Рачинский.

"Это справочник по кадровому составу органов госбезопасности, не НКВД в целом, потому что в НКВД входили и пожарные, и пограничники, и целый ряд еще служб, а именно органов госбезопасности, тех людей, которые имели специальные звания, введенные в конце 1935 года. Это как раз те, кто осуществлял Большой террор, потому что диск охватывает период 1935-1939 гг", - сказал Рачинский.

В базу данных вошла информация о сотрудниках органов госбезопасности в звании от сержанта до генерального комиссара. Представлены краткие справки о 39 950 сотрудниках НКВД, получивших специальные звания системы с момента их введения в 1935 году и до начала 1941 года. Это 90 процентов всех сотрудников. Особенно пристальное внимание уделено времени с осени 1935-го до середины 1939-го - в базу данных вошли практически все, кому спецзвание было присвоено в этот период.

Составитель базы Андрей Жуков, работавший над ней 15 лет, использовал в качестве источников приказы по кадрам НКВД и фонд наградного отдела президиума Верховного совета СССР, отмечает Colta.ru. В базе приведены номера и даты приказов о присвоении спецзваний и об увольнениях из НКВД, сведения о занимаемой на момент увольнения должности, а также информация о полученных госнаградах и награждении знаками "Почетный работник ВЧК-ГПУ".

В базе отражена и тема репрессий против самих сотрудников органов госбезопасности, но, как пояснил Рачинский, таких данных пока мало. Создатели планируют пополнить базу, а после выкладки в интернет "добавлять информацию и из самых разнообразных источников, привязывать туда и фрагменты воспоминаний, и какие-то куски последующих расследований деятельности того или иного персонажа".

Картинки по запросу казнь
Точная цифра репрессированных в 1930-е годы до сих пор неизвестна. По данным общества "Мемориал", только в 1937-1938 годы было расстреляно более 700 тыс. человек.

Реабилитация жертв политических репрессий началась в СССР в 1954 году. Потом этот процесс был приостановлен и возобновился лишь в период начатой Михаилом Горбачевым "перестройки". Но только в 1991 году, уже в новой России, был принят Закон "О реабилитации жертв политических репрессий". По данным Генпрокуратуры, за годы его действия пересмотрено более 600 тысяч уголовных дел, сломавших жизнь более 900 тысячам человек.

На сайте движения "Мемориал" появился раздел, представляющий собой базу данных "Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935-1939", в котором представлены данные о 39 тысячах 950 сотрудниках НКВД. Сведения, легшие в основу базы, были собраны исследователем Андреем Жуковым.

В описании проекта указано, что справочник будет полезен интересующимся советской историей. "Так, в частности, с помощью справочника станет возможно атрибутировать множество сотрудников госбезопасности эпохи Большого террора, известных до сих пор лишь по фамилии (как правило, даже без указания имени и отчества) - из подписей в следственных делах или из упоминаний в мемуарных текстах. Появление справочника - существенный шаг к более углубленному и точному пониманию трагической истории нашей страны в 30-е годы ХХ века", - приводит Znak.com сообщение "Мемориала".

Структура базы данных позволяет вести поиск как по алфавиту, так и по месту службы, званиям или наградам отдельных лиц. Репрессированные сотрудники НКВД вынесены в отдельную категорию. Полнота сведений о конкретных персоналиях в справочнике зависит от источника, из которого были почерпнуты сведения. В отдельных случаях о том или ином сотруднике НКВД известны только фамилии и инициалы, в некоторых случаях установлены даты начала и конца службы.

В мае нынешнего года "Мемориал" выпустил справочник на компакт-диске. Как сообщало тогда радио "Свобода", основным источником сведений послужили приказы НКВД СССР по личному составу. В нем приведены номера и даты приказов о присвоении спецзваний и увольнениях из НКВД, что нередко означало последующий арест. Также в них есть информация о занимаемой на момент увольнения должности, полученных госнаградах и награждении знаками "Почетный работник ВЧК-ГПУ". Кроме того, составитель справочника Андрей Жуков использовал данные из других источников - в первую очередь, о погибших и пропавших без вести в годы войны, а также подвергшихся репрессиям.




На презентации диска председатель правления международного "Мемориала" Арсений Рогинский рассказал, что много лет назад обратил внимание на человека, который раз за разом приходил в "Мемориал" и прорабатывал одну "Книгу памяти" за другой, выписывая что-то в амбарную книгу.

"Вообще, "Мемориал" - место, где чудаков разного рода бывает много. Но человек, который раз за разом пересматривал бы подряд все "Книги памяти", - это все-таки уникально, поэтому невозможно было не заинтересоваться, что же все-таки он делает. Выясняется, что из всех "Книг памяти" он тогда выписывал сотрудников органов госбезопасности", - рассказал Рогинский.

Позже выяснилось, что Андрей Жуков работает по самым разным источникам, не только по "Книгам памяти". Прежде всего это были кадровые приказы органов НКВД, которые хранятся в Государственном архиве РФ и доступны для изучения.

"В какую-то минуту мы поняли, что из этого надо что-то сделать. Невозможно оставлять все это достоянием домашних карточек или тетрадей, амбарных книг, которых у Андрея Николаевича набралось немереное количество. Дальше было более-менее придумано, как это делать, и тема более-менее обозначилась. Интересовали вовсе не все - от Адама и Евы до наших дней. Мы ограничились определенным периодом, и на диске он обозначен: 1935-1939 годы. Мы выбирали для этого диска отовсюду, из золотых запасов Андрея Николаевича, тех людей, которые в эти годы получили спецзвания. Как мы помним, они были введены в 1935 году. Те люди, которые получили их в течение первых четырех лет, и есть наши персонажи", - говорит представитель "Мемориала".

По словам Рогинского, еще черновые версии базы данных позволили совершать важные открытия. Так, к примеру, выяснилось, что в романе Юрия Домбровского "Факультет ненужных вещей" все фамилии чекистов - подлинные.

"О многих персонажах написаны даже книги, некоторые являлись сами фигурантами уголовных дел по разным основаниям. Кто-то - из-за того, что отказывался проводить 447-й приказ (секретный приказ НКВД от 30 июля 1937 года "Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов", по которому с августа 1937 по ноябрь 1938 года были казнены 390 тысяч и отправлены в лагеря 380 тысяч человек. -  или недостаточно активно его проводил, такие случаи тоже известны", - говорит об упомянутых в базе данных людях историк Ян Рачинский.

Как отмечал Рачинский в интервью проекту "Урок истории", на составление базы данных ушло 15 лет.

Profile

vitalidrobishev

March 2022

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 02:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios