[personal profile] vitalidrobishev


100 лет лет назад, Советская власть утопила в крови Ишимское  восстание крестьяно котором мало кто слышал.  В литературе его еще называют, Западно-Сибирское восстание 1921—22 годов. В официальной истории оно упоминалось вскользь как “кулацкий мятеж”.

Взбунтоваться людей заставила проводимая советской властью продразверстка: у крестьян принудительно изымали хлеб и другие продукты по установленной норме и государственным ценам.Крестьяне терпели долго, но когда в январе 1921 года стали изымать даже семенной фонд, что в перспективе грозило крестьянам голодной смертью, крестьяне не выдержали.

Поразительно! Представьте себе, что мы бы ничего не знали о крестьянском восстании на пространствах, к примеру, от Воронежа до Москвы! А ведь так и было. Начавшись в городке Ишим Тюменской области, мятеж заполыхал по всей Западной Сибири и Северному Казахстану, по тысячекилометровой железнодорожной линии Омск – Петропавловск – Курган - Челябинск! А с севера на юг – от Петропавловска до Салехарда!

Поставив на грань голода Центральную Россию, большевики тотчас же ринулись в Западную Сибирь и Северный Казахстан: вот где можно взять хлеб и мясо! А брали его просто – посылали вооруженные отряды. Называлось – продразверстка.


Отряд продразверстки

Но тутошний мужик – человек вольный, еще не был замордован властью до полной апатии. Естественно, он взялся за вилы и обрезы. Восстание вспыхнуло моментально, чуть ли не сразу во всех городках и селах. Это была истинно крестьянская война, с налетами на станции, разрушением железнодорожных путей – символов государственного продвижения вглубь их исконных территорий. Да не только станции. К 14 февраля 1921 года восстанцы (их тогда так называли – «восстанцы») захватили крупнейший железнодорожный узел на Транссибе – город Петропавловск.
Повстанцам зимой и весной 1921 года удалось захватить ряд городов: Петропавловск — 14 февраля, Тобольск — 21 февраля, Кокчетав — 21 февраля, Сургут — 10 марта, Березов — 21 марта, Обдорск — 1 апреля и Каркаралинск — 5 апреля. Ишим несколько раз переходил из рук в руки, повстанческие отряды подходили к Кургану и Ялуторовску, на три недели блокировали Транссибирскую магистраль.

Повторю: это было крупное восстание, которое полыхало от Омска до Челябинска. И тем не менее о нем никто не знает. Тамбовский и Кронштадтский мятежи утаить было невозможно. А тот, далекий “Ишимско-Петропавловский мятеж”, наглухо замолчали.
Теперь уж не помню где, но я встречал невнятные упоминания, что именно Ишимско-Петропавловское восстание окончательно склонило Ленина к переходу на новую экономическую политику, на замену продразверстки продналогом. И в этом есть своя логика. Почти одновременно происходившие Кронштадтский и Тамбовский мятежи еще можно было списать на тогдашнюю политизированность матросов и влияние на крестьян эсеров.
Но восстание сибирских мужиков, которые двумя годами ранее против Колчака выступали!? Значит, довели, допекли мужика продразверсткой! Значит, надо менять...
В редких сохранившихся свидетельствах, прошедших сквозь идеологическую мясорубку, большевистские комиссары изображались голубями, радетелями за благо и живот народный, добытчиками хлеба для голодающих рабочих, а восставшие – “кулаками”, которые готовы были сжечь хлеб, но не дать его “рабочим”. В общем, зверье с дрекольем.

Так расправлялись с красноармейцами и коммунистами восставшие крестьяне.



“Тов. Мисюта изрублен топором, шашками, исколот штыком, с отрубленными пальцами и перерезанным горлом...”
“Отрублены обе ноги и одна рука. Выколоты глаза. На груди – десять штыковых ран”.
“Восстанцы, раздев т. Дорского, стали медленно проводить над ним казнь. Пороли живот, резали части тела, ломали руки, размозжили голову, а потом, не найдя на теле места для побоев, вывезли и бросили в поле...”
“Убиты: Разин, Яронин (по некоторым источникам – Еронин – С.Б.), Снитков, Шашланов, Грищенко, Розенберг, Филькенберг, Новицкий... Выворочены руки и ноги, выколоты глаза, на спине вырезаны звезды и полосы...”
“Им закричали: “Эй вы, коммунисты, вам хлеба не надо, спойте “Интернационал” - и будете сыты... Били кольями, вилами и топорами. Кричали: “Не стреляйте, не тратьте на них пули...” А тех, кого не добили, довели до Ишима и спустили в прорубь...” (Живыми!– С.Б.)
“Настоял убить коммунара С. Власова, которого нагим клал на бревно и бил колом по животу, а также выкалывал пикой глаза”.
“Вырезали у зараженного сифилисом кусок зараженного мяса и затерли под кожу Зелинского”.
Так расправлялись с красноармейцами и коммунистами восставшие крестьяне.

Но регулярным частям Красной Армии, подкрепленных частями особого назначения, создававшимися местными партийными структурами, повстанцы противостоять не смогли.
Красноармейцы и чоновцы получили сильную артиллерию, бронепоезда и больше не испытывали недостатка в боеприпасах. По оценке председателя Сибревкома Ивана Никитича Смирнова, в боях на одного убитого красноармейца или чоновца приходилось 15 убитых повстанцев


В ответ коммунисты развернули против  русских крестьян красный террор:

Пленных повстанцев перед смертью подвергали жестоким пыткам. Так, в составленном 13 апреля 1921 года протоколе осмотра трупов «партизан» (повстанцев), убитых в бою у деревни Широково, «а также взятых в плен и убитых коммунистами» (всего 11 человек, все – жители Сургутского уезда), отмечалось, что часть трупов лежала на земле, часть в общей могиле, откуда была извлечена в присутствии понятых.
В протоколе были зафиксированы страшные детали: «Левая рука по локоть просечена насквозь тоже очевидно топором. Около этой раны в верхней мягкой части руки вырезаны, очевидно, ножом, правильные ремни… Лицо избито и в ссадинах…» и др. Порой каратели настолько перегибали палку, что сами подвергались репрессиям со стороны командования. Заместитель военкома 39-й стрелковой дивизии Пинцов докладывал 8 апреля 1921 года:

По сообщению ОРТЧК станции Петропавловск, Булаевский [коммунистический] отряд под руководством командиров Озонека и Вавилова грабит деревни, насилуют, издевается над крестьянством. Случаи были [в] д. Метлишная Бугровской волости, Бугровая и Рявкино. Избивают крестьян шомполами, прикладами, раздевают и выводят голых на улицу, что вызывает озлобление населения. Все это заставило нас отдать приказ о предании командира суду и [о] разоружении отряда.

Приказ Сибревкома... Жители сел и деревень, расположенных на десятиверстной полосе по обе стороны от железной дороги, несут ответственность жизнью и имуществом за целость железнодорожного пути и телеграфной сети...”
Ничего страшнее и подлее этого не может быть. Власть по-бандитски брала в заложники мирное население. Получается, что группа мятежников налетела, разрушила пути, оборвала связь, а потом приходят чекисты, красноармейцы и расстреливают за это мирных мужиков и баб?!
Каратели лютовали так, что сама власть чуть ли не умоляла их поумерить кровавый пыл. В секретном предписании от 26 февраля 1921 года Тюменская губчека рекомендует “прекратить массовые расстрелы и бесшабашные расправы над крестьянами в местностях, уже очищенных от повстанцев”.
Это значит, что в “местностях, уже очищенных от повстанцев”, красные каратели проводили “массовые расстрелы и бесшабашные расправы” над мирным населением. Приказ Сибревкома разрешал и даже повелевал...

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

vitalidrobishev

March 2022

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 29th, 2025 03:58 am
Powered by Dreamwidth Studios