![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

8 сентября 1914 года в небе над Галицией погиб, совершая воздушный таран, знаменитый русский пилот Петр Нестеров. Славу ему принесла впервые выполненная им «мертвая петля», которую в России с тех пор называют петлей Нестерова.
История авиации знает немало имен прославленных русских летчиков и одним из самых известных среди них несомненно является Петр Николаевич Нестеров. Его летная карьера продолжалась всего лишь два года. Но за этот короткий срок Нестеров сумел стать выдающимся авиатором, несколько раз сказавшим новое слово в искусстве полета.
Петр Николаевич Нестеров родился 15 февраля 1887 г. в Нижнем Новгороде, в офицерской семье. Окончив кадетский корпус, он в числе лучших учеников был направлен в Михайловское артиллерийское училище. Получив звание подпоручика, молодой офицер некоторое время служил в артиллерийской бригаде, но его манило зарождавшееся воздухоплавание.
В 1912 г. он успешно сдал экзамены на звание пилота-авиатора и военного летчика в "Нижегородском обществе воздухоплавания" и в том же году совершил первый самостоятельный полет. Затем последовало обучение в офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине, и назначение в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве. Одновременно с освоением нового вида техники Нестеров занимался конструкторской деятельностью, придумывая новые модели самолетов и модифицируя аппараты, уже имеющиеся на вооружении Русской армии.
Поистине всенародную известность принесла Нестерову выполненная им впервые в мире "мертвая петля", получившая в его честь название "петля Нестерова".
В исторический день – 27 августа (9 сентября) 1913 года, в 18 часов 10 минут, поручик Нестеров на новеньком самолете “Ньюпор-ІV” производства московского завода “Дукс”, с двигателем мощностью 70 лошадиных сил, поднялся над Сырецким военным аэродромом и на глазах многочисленных зрителей впервые в мире выполнил знаменитую “мертвую петлю”, чем положил начало мировой истории высшего пилотажа.
Нестеров обожал авиацию, усматривая в ней не только техническую победу над воздухом. "Это был поэт в душе, смотревший на авиацию, как на особый вид искусства. Он не признавал шаблонных приемов, его манила "мертвая петля" как новая красота, как новые мировые возможности", - писал об этом событии русский иллюстрированный журнал "Искра".
В доказательство того, что авиация не должна ограничивать себя полетами в пределах аэродромов, а должна летать куда хочет и когда хочет, Петр Николаевич с механиком Руденко 1 марта 1914 года на самолете “Ньюпор-ІV” за 3 часа 9 минут осуществил перелет Киев – Одесса, а через несколько дней – до Севастополя. 11 мая 1914 года на том же самолете с механиком унтер-офицером Нелидовым он выполнил однодневный перелет с тремя посадками для заправки горючим по маршруту Киев – Петербург на расстояние 1250 верст. Трудно описать тот восторг, с которым газеты того времени описывали достижение Нестерова: за 18 часов (из них – 8 часов полета и 10 – на обслуживание самолета при посадках) он из Киева перелетел на родной Гатчинский аэродром.
В 1914 г. Нестеров был произведен в штабс-капитаны и назначен начальником авиационного отряда. С началом Первой мировой войны офицер-авиатор отправился на передовые позиции, принимал участие в боях за Львов, осуществлял воздушную разведку, а также выполнил одну из первых в России авиационных бомбардировок, причем настолько успешно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьет аэроплан русского летчика.
Осуществив за первый месяц войны 28 вылетов, 26 августа 1914 г. около городка Жолква, Нестеров совершил свой последний подвиг - первый в истории военной авиации воздушный таран. Выполняя требование командования немедленно прекратить разведывательные полеты австрийского самолета, Нестеров решился осуществить давно задуманную им рискованную операцию - протаранить австрийский летальный аппарат.
Дав слово русского офицера, что австрийцы больше не будут летать над нашими позициями, Нестеров поднялся в воздух и стремительно полетел навстречу тяжелому вражескому самолету "Альбатрос". Круто планируя, самолет Нестерова, не имевший на борту никакого оружия, устремился к австрийскому разведчику и протаранил его.
Неприятельский самолет полетел вниз и всем уже казалось, что бой закончился полной победой нашего летчика, но и для Нестерова таран этот оказался смертельным. Допустив ошибку в расчетах, русский ас, выполнив поставленную задачу, не уцелел и сам. Прославленному авиатору было 27 лет. Однако убежденность летчика в осуществимости успешного воздушного тарана вскоре получила подтверждение. Через семь месяцев после его гибели задуманный Нестеровым таран совершил поручик Александр Казаков, благополучно вернувшийся на аэродром после атаки.

Гибель Нестерова произвела сильное впечатление на всю страну. Семье назначили самую высокую на то время пенсию – 1890 рублей в год. Отважный пилот был погребен в Киеве как национальный герой.
О его бессмертном подвиге писала не только русская, но и вся мировая пресса. Гроб с телом Петра Нестерова привезли в Киев. Проститься с героем пришли десятки тысяч киевлян. Его отпели в Никольском военном соборе с надлежащими военными почестями похоронили под деревянным крестом на Аскольдовой могиле.