vitalidrobishev (
vitalidrobishev) wrote2020-06-20 08:25 pm
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
История парика: От Древнего Египта до средневековой Европы

На Руси главным украшением девушки всегда была коса. Считалось, что чем она толще и длиннее, тем лучше обстоят дела у красавицы со здоровьем, и тем пристальнее присматриваются к девице потенциальные женихи. Верили, что в волосах хранится женская сила и мудрость, а потому за ними тщательно ухаживали и старались не обрезать без нужды.
Сейчас большинство женщин придерживаются мнения, что короткая стрижка гораздо практичнее, нежели длинные космы, и предпочитают ее роскошной длинной шевелюре. Но нет-нет, да и встретится в небольшом магазинчике стенд с париками и накладными локонами, которые весьма пользуются успехом у современных барышень.
Казалось бы — современное веяние, ведь только в XXI веке “технологии” позволяют создать искусственные локоны, практически не отличающиеся по цвету и фактуре от настоящих. Парики и накладные пряди, выпускаемые специально для косплея, выделяются среди прочих цветом — чаще всего у “оригиналов” волосы не совсем естественного оттенка, поэтому палитра может включать в себя розовые, ярко-голубые, желтые, зеленые и прочие, непривычные для рядового обывателя локоны. Но большинство париков не выделяется из общей массы: обычные цвета, приличная длина.
Античный мир
На самом деле парики — весьма древнее изобретение, которое пользовалось большой популярностью как у мужчин, так и у женщин. Цель его ношения у каждого пола была своя, но чаще всего они совпадали: укрыть голову от палящего солнца, спрятать разрастающуюся плешь, которая портила жизнь своему обладателю, или же подчеркнуть социальный статус владельца.
Взять, к примеру, Древний Египет. Там еще с 2600 года до нашей эры население предпочитало носить очень короткую стрижку, или брить голову, а волосы приносились в жертву богам, либо шли на изготовление новых париков. Такие изделия из натуральных волос во все времена ценились очень дорого: даже сейчас подобный парик стоит во много раз дороже синтетического.
Естественно, они были недоступны большинству жителей, и считались привилегией правящей верхушки в лице фараонов и их семей, а также жрецов и чиновников. В качестве материала для будущего парика использовали не только натуральные волосы: среди вариантов была шерсть животных, нитки, волокна растений. Был найден парик верховного жреца Менхеперра, сделанный из человеческих волос и волокон финиковой пальмы. Практически все время своего существования древнеегипетские парики были темного цвета: черного или коричневого, и только к концу эпохи, во время правления знаменитой Клеопатры, палитру разбавили красный, оранжевый, желтый и другие яркие цвета.

Будучи верными традициям, египтяне несколько столетий сохраняли привычную форму парика. Трапециевидные, шарообразные и каплевидные формы числились среди самых популярных. Нефертити носила парик с плоским верхом, собранный в интересную прическу.
Большие любители разнообразных эссенций и ароматических масел, древнеегипетские модники обильно поливали ими свои головные уборы, помимо прочего посыпая их пряностями и украшая цветами. Нередко на вершине парика крепили благовония.
Около I тысячелетия до нашей эры мода на парики попадает из Египта в Персию, а оттуда — в античную Грецию, где она стала именно Модой в современном ее понимании. Как и в стране фараонов, этот головной убор был весьма дорогостоящим, а потому вошел в обиход только у высших чинов. От природы темноволосые, греки предпочитали золотистые и пепельные оттенки, причем популярностью пользовались только “натуральные” изделия из человеческих волос.
Довольно короткие кудри для мужчин, и сложные, собранные в пучок на затылке, прически с выпущенными на грудь завитыми локонами — для женщин. Особо зажиточные приобретали несколько париков разных оттенков. Именно у греков парик становится неотъемлемым атрибутом в актерском мастерстве: античные лицедеи, исполняющие роли положительных персонажей, выходили к зрителям в светлых париках, а антагонисты — в темных. Для комедиантов отводился свой цвет — рыжий.
Очень скоро из Греции парик прибыл в Древний Рим. Там ему нашли новое применение — несмотря на его очевидность, античные модники додумались до этого не сразу. Теперь “искусственные” волосы используются как “протез”, успешно маскируя прогрессирующие залысины римских господ. Кроме того, парик использовался и для подчеркивания социального статуса: редкая поросль на голове считалась признаком неблагородного, низкого происхождения и зачастую высмеивалась.

Чтобы избежать косых взглядов, императоры и их приближенные почти всегда носили парики. Прическу и оттенки предпочитали те же, что и в Греции, но, в то же время, римляне считали темный цвет волос одним из признаков порядочности. Только позднее в моду входят сложные прически из собственных волос, над созданием которых мастера трудились по несколько часов. Новая привычка римских дам из высшего общества пошла на руку (и на карман) производителям и поставщикам париков: смена прически несколько раз в день повлекла за собой существенное увеличение продаж. Супруга знаменитого Марка Аврелия, Фаустина, имела в своем “арсенале” несколько сотен париков. Не гнушалась “искусственными волосами” и красавица Мессалина: ей они служили для маскировки. Вот что пишет о ней римский поэт-сатирик, Децим Юний Ювенал:
«Блудная эта Августа бежала от спящего мужа; чёрные волосы скрыв под парик белокурый, стремилась в тёплый она лупанар…»
Средневековье
«Все парики являются личинами и измышлениями дьявола… Если вы не отвергнете чужой волос как богопротивный, я вызываю ненависть к нему у вас, напоминая, что он может происходить с головы проклятого или нечистого человека»
Слова одного из самых выдающихся раннехристианских теологов, Тертуллиана, как нельзя лучше выражают отношение средневековой Европы к парикам. Строгое осуждение Церковью этого аксессуара мотивировалось тем, что “благословение Божие не может пройти сквозь искусственные волосы”, и вообще это проделки дьявола. Потому и мужчины, и женщины обходились собственными шевелюрами: одни аккуратно подрезали их “под горшок” другие — надежно прятали под чепчиками и платками.
Только в XVI веке первобытный страх перед отлучением от Церкви за ношение парика пошел на убыль, и постепенно этот предмет снова набирает популярность.
Одним из первых его поклонников стал Генрих III, натянувший парик в надежде скрыть лысеющую голову. Вслед за французским двором последовал и английский: Елизавета Английская не стала мириться с сединой, и вскоре коллекция королевы составила уже около 200 париков, причем все — рыжих оттенков. Екатерина Медичи и ее дочь, впоследствии вошедшая в историю как королева Марго, предпочитали светлые волосы, которые они покупали у придворных дам и их дочерей, а Мария Стюарт своим “стратегическим запасом” превзошла даже Елизавету.
Вслед за своими монархами потянулись и их дворы. С XVII века начинается золотое столетие, в котором популярность париков достигает своего пика.
Людовик XIII предпочитал высокие, светлые парики. Людовик XIV, одна из главных фигур в этом течении, ввел моду на аллонжевые парики. Длиной до плеч или пояса, напудренные, завитые в локоны, тяжелые — они были весьма неудобны в “эксплуатации”, но воле монарха приходилось следовать: он сам почти всегда носил какой-нибудь парик из своей личной коллекции, насчитывающей более 40 видов.
Мужчинам французского двора полагалось иметь три парика, чтобы сменять их утром, днем и вечером; женщинам дозволялось шесть. И вот на этом количестве придворные красавицы старались разгуляться так, чтобы их внешний вид запомнился надолго. Несколько тысяч парикмахеров трудились на пользу экстравагантности: в ход шло все, от скромных ниток жемчуга, кружев и шпилек до макетов судов и корзин с фруктами. Для сооружения такой красоты парикмахеру приходилось вставать как минимум на табурет. Особенно врезалась в память Парижа одна из фавориток, Анжелика де Фонтанж: почти на 30 лет осталась мода на огромные парики а-ля фонтанж. На них уходили сотни шпилек, десятки метров кружева и лент, невероятное количество помады, пудры и ароматизированной воды.

Людовик был доволен. С его легкой руки были “опаричены” не только придворные, но и другие сословия. Появились свои фасоны для военных, сановников, священников, торговцев, юристов, и даже ремесленников. Бизнес по производству постижерных изделий стал одним из самых прибыльных занятий, и в XVII веке образовалась гильдия мастеров, собирающая заказы со всех ближайших государств.
Со смертью Людовика XIV в 1715 году эпоха невероятных накладных причесок приходит к концу. Вскоре пудрили уже собственные волосы, а остатки постижерной моды становились все меньше и незаметнее. Уже в XIX веке парик стал редкостью, и “вернулся к жизни” только через два века: теперь он удобный и практичный — не чета французским конструкциям, и наращенные волосы довольно популярны среди особ, по той или иной причине не имеющих собственных длинных.
no subject
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
Другое дело что в период с 16-21 часов у меня посты не принимают в рейтинг и их мало кто видит...
Вот этот пост про Парики, это мой уникальный текст, я смотрел совпадение только с моим старым постом на другом ресурсе
Почему его не приняли...Может кому то интересна историческая тематика
Насчет нелюбви ко мне, было бы странно если было бы наоборот
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject